Преподавание

Преподавание

  • Первый прием белютинского факультета.

    Первый прием белютинского факультета.

  • Мы были первыми.

    Мы были первыми.

  • Углич. первый день первого теплохода. 1961 г.

    Углич. первый день первого теплохода. 1961 г.

  • Наши старейшины. Красный стан 1958 г.

    Наши старейшины. Красный стан 1958 г.

  • Можайские дали. 1959 г.

    Можайские дали. 1959 г.

  • Живая натура. Красный стан 1959 г.

    Живая натура. Красный стан 1959 г.

  • Плес 1962 г.

    Плес 1962 г.

  • Кострома 1961 г.

    Кострома 1961 г.

  • Паром 1962 г.

    Паром 1962 г.

Мастер-класс

Элий Михайлович Белютин начал преподавать рисунок и живопись сразу по поступлению в аспирантуру в 1946 году. Сначала в так называемых «Высших архитектурных курсах» при академии архитектуры СССР. С 1047 г. Московское товарищество художников (МТХ) организовало «Студию рисунка и живописи Э. Белютина» (на Волхонке), численность которой к концу первого учебного года достигла 120 человек. Это были художники-профессионалы, частью ученики ВХУТЕМАСа и ВХУТУИНа, частью получившие образование в мастерских отдельных художников на западе.
В 1954 г. по инициативе А.Н. Косыгина при подведомственном ему Государственном институте повышения квалификации руководящих работников легкой и полиграфической промышленности был открыт факультет ИЗО, полностью переданный Э. Белютину. На факультет принимались работники соответствующих областей промышленности по рекомендации «треугольника» - Дирекции Месткома и Парткома. Для учащихся выделялся дополнительный месяц отпуска для работы на пленэре, а также лишний свободный день на неделе – «творческий». Учащимся предоставлялось помещение для занятий, дефицитные материалы, летом – бесплатная путевка в один из профсоюзных домов отдыха. Занятия и первые отчетные выставки проходили в Большом Черкасском переулке (Китай-город).
Кроме того, существовал прием по квотам, которые предоставлялись профильным организациям, в том числе Московскому городскому союзу художников книги и графиков. Старостой первого набора по квоте Горкома был художник М. Черников, его помощником стал С. Бычков.
Организация первой летней творческой колонии была поручена директору московского «Дорхимзавода» Ивану Седину ( в годы войны легендарному наркому «нефтянки» и первому заместителю А.Н. Косыгина. Помощник – инженер завода Л.Н. бобков, создавший превосходную фотосессию о жизни и работе художников. Дом отдыха «Дорхимзавода» принял две смены художников по 250 человек в «Красном стане» Можайского района. Э. Белютин оставался неизменно единственным руководителем и педагогом. В 1961 и 1962 годах по просьбе Э. Белютина факультету был предоставлен круизный теплоход, также вмещавший по 250 человек.
Когда в 1962 году не хватило для художников теплохода, один из представителей староста художник Анатолий Сафохин был командирован в Нижний Новгород, чтобы пригнать оттуда новое судно.
Открытие первой выставки «белютинского» факультета в 1962 году проходило в нынешнем здании театра Киноактера (тогда Доме кино) в две смены, каждая по 200 художников. К вернисажу, который проводил Союз кинематографистов, была приурочена премьера демонстрировавшегося в тех же стенах фильма «Иваново детство». Ответственный за выставку Л.В. Косматов.
Параллельно с «Косыгинской академией», как ее называли, Э. Белютин преподает в Полиграфическом институте, Текстильной академии и, по специальной просьбе Президиума Академии художеств СССР, ведет дипломников Художественной студии инвалидов Великой Отечественной войны.
После скандала Хрущева в Манеже ряд квот при «Косыгинской академии» был закрыт, в частности Горкома художников книги. От занимавшихся в ней художников потребовали публично отречься от «белютинских принципов» и прекращения всякой связи с ним. Так навсегда исчезли из белютинской школы Н. Воробьев, Борис Жутовский. Только через 8 лет рискнули вернуться В. Преображенская, И. Шмелева, М. Филиппова и другие. С 1962 года исчез Л. Рабичев. Образовавшееся направление «Новая реальность» пополнилось в основном мастерами из центров народного искусства и промыслов. Занятия же в «Косыгинской академии» Э. Белютин продолжал вести до самой смерти А.Н. Косыгина. Учащихся «Косыгинской академии» постепенно урезали в правах, но они по прежнему выезжали на летнюю практику. Теперь уже в Переславль Залесский, Суздаль и Абрамцево, где проводить занятия и организовывать питание помогает Поселковый совет во главе с выдвинутым на присвоение звания Героя Советского Союза Матвеем Родионовичем Аканиным, полковником погранвойск. Несколько лет под спальни отдавалась часть помещений Поссовета. Еда организовывалась в несколько смен на террасах сотрудников Поссовета.

Нина Молева
Июль 2019г.